Табак – товар уникальный. Пятьдесят процентов людей, употребляющих его, он безжалостно убивает. И об этом знают все – в том числе и сами курильщики. Но как удается дельцам табачного бизнеса продвигать свой товар-убийцу, обеспечивая все новый приток клиентов? Давайте не будем сочувствовать «несчастным» табачным компаниям, ежедневно сталкивающимся с этой проблемой, а рассмотрим некоторые их уловки на примерах. Врага надо знать в лицо.
«Меценатство» табачных производителей
Компании по производству сигарет любят выступать спонсорами различных музыкальных, спортивных, кинематографических и других мероприятий, причем самого высокого уровня. Например, символика табачных брендов изображена на форме гонщиков Формулы-1 и на корпусах их великолепных болидов, а с недавних пор она появилась даже на маленьких моделях гоночных авто. Так табачные компании приобщают к своей продукции новых потребителей с «младых ногтей».
Этот незамысловатый приемчик помогает изобретательным табачным бизнесменам убивать как минимум двух зайцев сразу: делать свой бренд узнаваемым, исподволь убеждая людей в социальном одобрении курения (хотя это нисколько не соответствует истине), и формирует в подсознании логическую цепочку взаимосвязи сигарет и спорта высоких достижений (а уж это совсем ни в какие ворота не лезет!) Купи это, призывают нас яркие вывески, и станешь большим, спортивным, удачливым, сильным и богатым.
С первого взгляда может показаться, что зрители у телеэкранов и на трибунах не обращают внимания на баннеры, расположенные по периметру стадиона или где-либо еще. Но это вовсе не так. Более 50-ти процентов подростков, которые интересуются Формулой-1, правильно назвали всех марки сигарет, спонсирующих эти соревнования. Точно такая же ситуация происходит и на культурных мероприятиях, будь-то рок-концерт, опера, кинофестиваль или вернисаж знаменитых художников. Реклама табака может быть броской или неброской, навязчивой или спокойной, сделанной талантливо или посредственно, но запоминается она в любом случае.
Сигареты и гламур
Скажите, приходилось ли вам видеть популярных поп-исполнителей, любимцев миллионов, рекламирующих какую-либо торговую марку табака? Наверняка, и не единожды. Производителями сигарет систематически проводятся вечеринки для членов клуба любителей того или иного бренда, пиар-акции в ночных клубах, где бывают в основном, люди молодые, впечатлительные, склонные всегда и во всем «быть не хуже остальных». Им представляют курение как один из символов гламура, успеха, принадлежности к «золотой» молодежи. Именно курение определенной марки сигарет возносит человека и делает его стильным и модным – такое мнение навязывает вездесущая реклама.
Инновационные технологии на службе у табачных воротил
Интерактивные сайты, которые множатся в сети, как грибы после дождя, предлагают своим пользователям интернет-общение, доступ на закрытые мероприятия, подарки и бонусы, одновременно занимаются рекламой и собирают информацию о потребителях своей продукции. А как можно отследить, являются ли посетители этих сайтов совершеннолетними? В то время, как все государства в мире ввели запрет на продажу табачных изделий детям до 18-ти лет и очень строго за это наказывают, в интернете пока отследить посещаемость «табачных» ресурсов подростками намного сложнее. То же самое происходит и в других новых формах современной коммуникации, в частности, при же самое происходит и в телефонном-общение, в частности.вели запрет на продажу табачных изделий рают определенную информацию СМС-общении. Это канал давно и прочно задействован табачными компаниями: достаточно послать запрос, и можно бесплатно получать СМС-рассылки с новой информацией от производителей «медленной смерти».
Целевая аудитория
Россия – страна, где количество курящих мужчин давно и упорно движется к максимальной отметке. В то время, как во всем мире число людей, заботящихся о своем здоровье, увеличивается, у нас ситуация остается такой же, как была десять и двадцать лет назад. Цены на сигареты систематически повышаются, проделывая значительную брешь в бюджете российских курильщиков, но даже это их не останавливает. Поэтому менеджеры табачных компаний пришли к выводу, что увеличить число мужчин-курильщиков уже принципиально невозможно.
Поэтому все силы сейчас брошены на приобщение к употреблению табака женщинами и детьми. Тонкие изящные ароматные сигареты в ярких пачках с блестками, узорами стали считаться символами сексапильности и дамского шика. В кафе и ресторанах красивые девушки в униформе с логотипами того или иного табачного бренда предлагают бесплатно продегустировать свою продукцию, еще больше впечатывая взаимосвязь между понятиями «красота» и «курение» в сознание представительниц слабого пола. Но даже этого табачным королям показалось мало. Они придумали детские сигареты со вкусом любимых сладостей, стали устраивать интерактивные конкурсы для подростков с раздачей ценных призов – сотовых телефонов, планшетов и т.п. Такие промо-акции ставят своей целью взращивать все новых и новых клиентов-потребителей табачной продукции.
Система продаж
Вспомните, где расположены полки с табачными изделиями во всех крупных супермаркетах? Правильно, возле касс. За это производители доплачивают немалые суммы розничным торговым сетям. Рядом размещены шоколадки, жевательная резинка, журналы, а значит, сигареты ставятся в один ряд с этими обыденными товарами ежедневного потребления. В сознание людей закладывается мысль, что сигареты точно также безвредны. Многие люди, которым стоило больших трудов покончить со своей пагубной привычкой, срываются именно потому, что сами сигаретные пачки прямо «прыгают» к ним в руки у касс магазинов.
Благотворительность
Свои сверхприбыли компании-производители табака часто тратят на благие дела, пытаясь этим улучшить свой имидж: борются с ВИЧ, назначают стипендии студентам, претворяют в жизнь экологические программы. Даже проводят акции по борьбе с курением. Но результатом такой деятельности всегда бывает резкое увеличение объема продаж сигарет. Так уж устроена человеческая психология.
Маленький совет напоследок
Каждый гражданин России (и несовершеннолетний в том числе) может набрать легко запоминающийся бесплатный номер 8-800-200-0-200 Консультативного центра помощи в отказе от курения и задать любой вопрос специалистам. Если не чувствуете в себе силы бросить курить самостоятельно – обращайтесь!