Исследования последних лет показали, что компании-работодатели вынуждены платить за перекуры своих сотрудников в рабочее время из собственного кармана – причем и в прямом, и в переносном смысле.
Почему было решено ограничить права курильщиков?
Стремление ограничить курильщиков на государственном уровне объясняется не только заботой об их здоровье, но и теми реальными финансовыми издержками, которые несут бюджеты всех уровней на лечение и восстановление их здоровья посредством предоставления бесплатных медицинских услуг. А тот факт, что компании несут прямые убытки от длительного нахождения своих работников в курилках в течение рабочего дня, уже давно просчитано экономистами.
Когда-то популярная фраза «перекур – это святое», похоже, больше не актуальна и в России. Согласно результатам глобального исследования агентства по подбору квалифицированного персонала Kelly Services, теперь лишь 15% граждан РФ все еще продолжают курить на рабочих местах. И даже эти заядлые курильщики в течение всего рабочего дня позволяют себе не больше 1-3 перекуров.
Выяснилось, что больше всего подверженных этой пагубной привычке людей работает в сфере предоставления коммунальных услуг – 33%, на производстве – 23%, в сфере туристического бизнеса, развлечений и IT-технологий – 20%. Были опрошены и представители властных органов. Как оказалось, они подают людям пример отказа от курения на рабочем месте – всего 10%. В целом среди курильщиков выявлено большее число мужчин, чем женщин (21% к 11%), что подтвердило и более ранние исследования относительно общего процентного соотношения курильщиков по половому признаку.
О чем говорит европейская статистика?
В ходе исследования агентства Kelly Services были проведены опросы 14 000 человек практически во всех европейских странах. Норвежцы оказались самыми большими любителями подымить на рабочих местах – 26% от общего количества опрошенных; за ними – французы – 23%, немцы и итальянцы – 22%, голландцы – 20%, бельгийцы – 18%. В этом печальном списке Российская Федерация разделила шестое место с Испанией (15%), а чуть меньше набрала Британия – 13%.
При этом выявленный процент наших курильщиков показался неправдоподобно низким даже самим представителям российского филиала
Kelly Services. Трудно объяснить, почему результаты оказались именно такими. Возможно, выборка респондентов была сделана нерепрезентативно.
Немного о здоровом образе жизни и законодательстве
Как известно, в последнее время жители стран Запада охвачены всеобщим стремлением к здоровому образу жизни. В связи с этим во многих из этих стран были приняты государственные законы, запрещающие курение на рабочих местах.
Желание государственных властей к ограничению курильщиков объясняется не столько отеческой заботой о здоровье своих нерадивых подданных, сколько значительными бюджетными потерями, в частности, на восстановление их здоровья, подорванного курением. Что касается компаний, то их убытки на содержание сотрудников-курильщиков несложно подсчитать.
Согласно статистическим подсчетам, на походы в курилки тратится около 40 минут рабочего времени ежедневно, а это составляет 3,5 часа в неделю или 14,5 – в месяц. Месячный итог работы таких сотрудников при условии, что они зарабатывают $500 – минус $35-40. В то же время их некурящий и работающий без перерывов в течение дня добросовестный коллега честно отрабатывает всю зарплату до цента, а значит, трудится и за себя, и за других.
К тому же, по возвращении из курилки невозможно мгновенно сосредоточиться и снова окунуться в работу – вояжи туда-обратно расхолаживают, мешают сконцентрироваться, еще больше понижая производительность труда. 66 процентов респондентов из числа ярых врагов курения, принявших участие в опросе Kelly Services, высказали уверенность в этом, а также недовольство своими курящими коллегами. Справедливости ради стоит заметить, что постоянные мысли о перекуре на рабочем месте могут помешать курящему сотруднику продуктивно работать, а вот сам процесс курения иногда, наоборот, способствует процессу мыслительному.
Способы борьбы с курильщиками
Но тем не менее, все большее число крупных компаний начинают последовательно бороться с этой вредной привычкой своих работников, применяя самые разные способы и методики. Некоторые загоняют курильщиков в самые дальние и труднодоступные уголки офисных зданий или за их пределы, на улицу, некоторые жестко регламентируют количество перекуров в течения рабочего дня, сокращая его до 1-2-х. Иногда применяется система стимулирования некурящих сотрудников: например, им разрешается приходить на работу позже, а уходить раньше. Или же наоборот, продлевается рабочий день любителям табака. В обоих случаях существует система противопоставления курящих и некурящих сотрудников и своего рода дискриминация по этому признаку. Распространены и материальные наказания/поощрения: премии и бонусы некурящим и ведущим здоровый образ жизни, а в противовес — штрафы и порицания курильщикам. Все больше проводится в жизнь политика, при которой курящим вообще отказывают в трудоустройстве.
Курение и… секс
В стремлении оградить своих граждан от пагубного влияния никотина, правительство Великобритании развернуло рекламную кампанию, в которой главный упор делается на негативное влияние курения на сексуальные возможности человека. Так, мужчин-курильщиков пугают импотенцией, а женщин – снижением сексуальной привлекательности.
Эта масштабная кампания ставит своей целью воздействовать прежде всего на сознание молодых англичан. Выпущены плакаты с наглядной агитацией специально для девушек, где подробно рассказывается о раннем старении кожи, а также приводится нелицеприятное высказывание о том, что изо рта курящей девушки пахнет «как из кошачьей задницы». На баннерах, которые призваны переломить сознание молодых людей, представлено аллегорическое изображение полового члена, превращающегося в окурок. Народ уже окрестил эти агитки «веселыми картинками для курильщиков».
Такая широкомасштабная акция, по мнению ее организаторов, должна шокировать курильщиков; а в министерстве здравоохранения страны уверены, что обращение именно к влиянию курения на сексуальную сферу может дать самый ощутимый эффект в деле антиникотинового воспитания молодежи. Ставка делается и на тех, кто уже попробовал курить, и на юных британцев, которых такие откровенные призывы могут остановить от стремления испытать это сомнительное удовольствие.
Таким образом, антиникотиновая пропаганда приобретает огромные масштабы и на уровне работодателей, и на уровне правительств многих стран. Каковы будут плоды этой просветительской работы, люди смогут узнать уже очень скоро.