Впервые с таким форматом коммерческой недвижимости, как коворкинг, Россия познакомилась более 10 лет назад, когда в Екатеринбурге в декабре 2008 года было создано свободное пространство «Башни». За последнее время индустрия коворкинга получила широкое распространение. Сегодня насчитывается более 150 коворкингов в Москве, свыше 50 в Санкт-Петербурге, и их количество постоянно увеличивается.
Стабильным спросом пользуются специализированные коворкинги. Первое заведение такого типа было открыто в Сан-Франциско одним из программистов, который признал, что расходовать драгоценное время на постоянные перемещения между скейт-парком, домом и офисом в бизнес-центре класса А, — это крайне нерационально. Предприимчивый молодой человек решил проблему, установив в офисе горки и рейлы. Коллеги с удовольствием поддержали инициативу и стали время от времени отвлекаться от служебных обязанностей, чтобы немного покататься.
Сегодня выбор специализированных коворкингов стал намного шире. На рынке коммерческой недвижимости представлено множество локаций самого разного предназначения. Инновационные стартапы, столярные и швейные мастерские, пространство для общения по интересам и проведения мастер-классов — каждый арендатор офиса найдет для себя оптимальное помещение и получит возможность работать в идеальных для конкретного проекта условиях.
Актуальный спрос на коворкинги на данный момент значительно превышает предложение, но ситуация в ближайшие годы изменится. Буквально через несколько лет на рынке аренды офисов в бизнес-центре https://airportcity.spb.ru/ появится множество премиальных помещений, и за арендаторов будет вестись борьба.
Выиграть конкурентную борьбу на этом рынке поможет улучшение условий, в том числе:
- климат-контроль;
- современное офисное оборудование;
- круглосуточный доступ;
- возможность воспользоваться переговорной комнатой;
- наличие душевых, мини-кухни и прочих удобств;
- услуги секретаря, юриста и других специалистов.
По мнению экспертов, несколько изменится аудитория коворкинг-офисов. Если раньше основными арендаторами были фрилансеры, то сегодня акцент смещается в сторону молодых компаний, стартапов, структурных подразделений крупных компаний. Со временем все больше мелких фирм выберет в качестве наиболее удачной локации коворкинг.
Для многих арендаторов покупка офиса или долгосрочная аренда помещения в бизнес-центре не представляется возможной по причине нехватки свободных ресурсов или является нецелесообразным вложением средств компании. Помимо этого, не у каждого руководителя есть понимание относительно того, как в дальнейшем будет развиваться фирма. Преимущество коворкинга в данном случае заключается в его гибкости.
Повсеместного отказа от аренды офисов в БЦ не произойдет, но с каждым годом все больше компаний предпочтет арендовать рабочие места в коворкинге, а не снимать традиционный офис. Рост сектора гарантированно продолжится, и лидирующие позиции будут принадлежать арендодателям, которые смогут предложить лучшие условия для посетителей: физических лиц, индивидуальных предпринимателей, фрилансеров, и небольших организаций.